- Княжнин Як. Бор.
-
КНЯЖНИ́Н Як. Бор. (1740—91) — писатель. Происходил из старин. дворян. рода. Окончил г-зию при АН. С 1755 — на службе (сначала гражд., потом воен.). В 1773 К. обвинен в растрате казен. денег и приговорен к смерт. казни Приговор был смягчен, и К. разжаловали в рядовые и исключили со службы. К лит. занятиям К. обращается в сер. 1760-х гг., переводит, участвует в лит. полемике, выступает как поэт и драматург (мелодрама "Орфей", 1763; трагедии "Дидона", 1769; "Владимир и Ярополк", 1772 и др.). В лит-ру он входит как последователь А. П. Сумарокова, на дочери к-рого был женат. Тяжелое матер. положение после исключения со службы заставило К. особено активно заниматься пер. В 1777 К. был возвращен чин капитана, и он поступил секретарем к И. И. Бецкому. Откликом на прощение явилась трагедия "Титово милосердие" (1778). В 1780-е гг. К. преподавал словесность в Сухопут. шляхетном кадетском корпусе. Чл. Рос. академии (1783). В этот период К. активно сотрудничал в разных ж., создавал самые изв. свои произв. — комич. оперы "Несчастье от кареты" (1779), "Сбитенщик" (1783), комедии "Хвастун" (1785), "Чудаки" (1790), трагедии "Рослав" (1784), "Вадим Новгородский" (1789). Пьесы К. составляли осн. репертуара рус. т-ров в 1780—90-х гг. Оставаясь в целом в пределах эстетич. системы классицизма, К. вместе с тем отразил в своих произв. новые для рус. культуры проблемы, в частности народности и историзма. В пьесах (особенно в трагедиях) К. много заимствований из зап.-европ. писателей, что укрепило за ним репутацию "переимчивого" писателя. В кон. 1780-х гг. творчество К. стало объектом резкой критики со стороны И. А. Крылова, упрекавшего К. в плагиате. Жизнь К. оборвалась внезапно, его смерть иногда связывают с вызв. трагедией "Вадим Новгородский" преследованиями со стороны властей.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.